/ Городские истории

Город сад

Что такое карта гостя?

Ландыши, ландыши.

Да-а-а здорово, что Барнаул – такой зелёный и уютный город. А ведь он мог стать ещё зеленее, буквально городом-садом.

В начале двадцатого века англичанин Эбенизер Говард предложил идею нового принципа градостроительства – концепция «Город-сад».

В 1914 году в газете «Жизнь Алтая» на эту тему была опубликована статья «Города будущего, города-сады». Автора статьи увлекла мысль англичанина создать проект жизнеустройства, в котором бы сочетались все положительные стороны жизни как города, так и деревни. Статья имела успех и уже на следующий год в Барнауле открылся филиал столичного русского общества городов-садов.

Барнаульский пожар 1917 года неожиданно поспособствовал реализации этой концепции, поскольку необходимо было обеспечить погорельцев новым жильём. К концу года городская дума утвердила разработанный архитектором Иваном Носовичем план города-сада.

По сути, это была своего рода модель города-утопии, где отдельно существуют промышленная и жилая зоны. Центром должна была стать площадь с большим парком и основными общественными зданиями — городской думой, больницей, театрами, музеями. От парка отходили концентрически расположенные улицы, соединенные шестью радиусами-бульварами. Так сверху площадь напоминала солнце, а бульвары — своеобразные лучи. Городской общественный транспорт предполагалось пустить только по бульварам, грузовой — в объезд города.

Жилые кварталы должны были сохранять эстетическое единство – один невысокий, до двух этажей, дом на семью. Придомовая территория не должна была огораживаться забором, а подавляющая часть участка отводилась под сад, цветник или хвойные насаждения.

Тяжёлый период гражданской войны не позволил полноценно реализовать проект. К середине 1920-х годов барнаульский город-сад был заселён без соблюдения каких-либо проектных требований. Часть его представляла из себя хаотично расставленные наскоро возведённые хибары.

Другая же часть, ближе к реке Оби, была застроена лучше. В районе улиц Воровского. Маркса и 8 Марта и сейчас можно встретить аккуратные деревянные домики тех лет. А еще память о прекрасном проекте хранит в своем названии небольшая улица Садгородская в этом же районе.