Если взглянуть на Барнаул с высоты птичьего полёта, то даже сегодня можно проследить, как наш город зарождался вместе со строительством медеплавильного завода Акинфия Демидова.
На тот момент планы организации поселения были строго подчинены потребностям производства. Первым делом была возведена шестиметровая земляная плотина длиной в полкилометра и был организован большой заводской пруд. Он-то и стал точкой отсчёта всей будущей городской планировки – улицы протянулись вдоль пруда и реки Барнаулки, а параллельно плотине от улиц отходили короткие переулочки, которые сегодня превратились в центральные проспекты Барнаула.
При проектировании города-завода учитывались принципы древнерусского зодчества и опыт строительства уральских промышленных предприятий. Но в целом можно сказать, что город всегда больше ориентировался на столицу Российской Империи. Не зря Барнаул и до сих пор сравнивают с Петербургом. Например, привычной в то время была радиально-концентрическая городская застройка – вспомните Москву с её кольцами. Но Санкт-Петербург и Барнаул застраивались по принципу параллельно-перпендикулярной организации улиц.
Сверху Барнаул напоминал чётко расчерченную сетку. Кварталы прямоугольной формы вытянуты по оси запад-восток. Это сделано неслучайно. Здесь преобладают западный и юго-западный ветра и при такой планировке длинные улицы зимой продувались от снега, а короткие переулки прочищались вручную. Первые улицы Барнаула Олонская, Тобольская, Петропавловская по примеру столичных тоже назывались “линиями”.
Прочную связь Барнаула и Петербурга того времени обеспечили представители интеллигенции, искусства и технические работники, приезжавшие из столицы. Специалисты, которых направляли на обучение в Петербург, возвращались и привозили в Барнаул идеи, новую моду и петербургский стиль, который отразился и в классической архитектуре города. Комплекс Демидовской площади приезжие называли “уголком Петербурга” – очень уж похож строгий ансамбль в стиле русского классицизма на столичный.
Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов и изменение внешних условий привели к закрытию Барнаульского завода в 1893 году. Но к тому моменту город уже не зависел от горного дела, так как становился крупным торговым центром развивающегося сельскохозяйственного региона и вступал в новый этап своего развития.